Отчет о походике на Шимозерье 03-09.07.2004

 

Черный шрифт – Игорь Егоров, зеленый шрифт – Дима Шитик, синий шрифт – Игорь Кривонос. Красным цветом ссылки на некоторые фотки.

Все фотки можно увидеть здесь. А вот здесь архив с точками и треком.

 

Так получилось, что у меня неожиданно получился двухнедельный отпуск, совершенно не запланированный. Тогда родилась идея провести одну неделю с пользой для души и тела, то есть в лесной глуши, где есть какие-нибудь интересности. Покрутив «глобус» Ленинградской области пришла мысль посетить Тихвин, посмотреть Тихвинскую Икону, посмотреть разрушенные шлюзы на Тихвинке. Также пришло желание добраться в Тихвин неординарным способом, с севера, через Вепсскую возвышенность. Полистав замшелые страницы Интернета, выяснилось, что места там довольно глухие, и что в середине прошлого века оттуда выселили всех вепсов, объяснив это неперспективностью развития данного участка земли. Таким образом, имеем Вепсскую  возвышенность- участок земли примерно 100 на 150 км с дикой, красивой природой, периодически исчезающими карстовыми озерами, старые церкви и церквушки, погосты, заросшие лесные дороги и ни одного человека в округе. Сразу стало интересно. Прикинул маршрут: ПодпорожьеОштаКурвошиШимозерьеПяжелкаБорисово-СудскоеЕфимовский – Тихвин, около 550 км. Предполагалось осилить этот участок за 7 дней. Кинул клич среди друзей. Согласия изъявили Дима Шитик и Игорь Кривонос. Можно ехать. Прикинули раскладку, взяли две палатки Zero3 и Fuji2, Игорь ехал с велоштанами, а мы с Димой с заплечниками. У меня нет на байке крепления под багажник, а у Димы – двухподвес. Я думаю, Дима еще долго будет вспоминать эту комбинацию: двухподвес и заплечник.

Итак…..

При просмотре по картам предполагаемого маршрута памятую поход в Реконьскую пустынь я решил поискать на карте какие-нибудь заброшенные церкви. И мне удалось таки найти одну такую. Западнее Шимозера в центре большого полуострова на Кривозере красовался жирный красный крест и надпись ур. Погост. Даже кое-какие тропы были показаны на атласе востока Ленобласти, что внушало некоторые надежды на достижимость этого места.

 

03.07.04

 

Встретились в 5 утра на Московском вокзале, сели в пустую элку на Волховстрой в 5.20 и так в пустой элке за разговорами о маршруте и снаряжении доехали до Волхова. Вылезли, стали искать элку на Подпорожье, в это время машинист элки сменил табличку с «Волховстрой» на «Подпорожъе», мы, чертыхаясь, полезли обратно в тот же вагон. Зачем вылезали? До Подпорожъя почти всю дорогу спали. В 11.30 были на месте и поехали смотреть город и ГЭС. Город впечатления не произвел, обычный райцентр, а ГЭС (2, (в дальнейшем символы в таких скобках соответствуют этим объектам в виде путевых точек в OziExplorer)) произвела. Внушительное монументальное сооружение середины прошлого века, одновременно выполняет функцию моста через Свирь. Что, как мне показалось, открывает легкий доступ террористам к такому серьезному сооружению, как ГЭС. Дозакупились продуктами и двинулись в путь. Следует оговориться, что при составлении маршрута использовались генштабовские карты масштаба 500 метров и 2000 км, а также Атлас востока Ленобласти и Атлас Вологодской области. В точке (3) были остановлены местными, они отсоветовали нам ехать по дороге нанесенной на карту, оказывается, ее с тех пор спрямили, и рядом проходит отличное асфальтовое шоссе. Мы людей послушались, и правильно сделали. Отличное шоссе, прям таки взлетная полоса. За примерно 70 км асфальта было встречено не больше 10 автомашин, просто рай для туриста. Первая достопримечательность – Часовня Николы в Гоморовичах. Маленькая деревянная часовенка, посреди поля, внутри абсолютно пустая, особого впечатления не произвела. Село тоже маленькое, людей почти нет, но из колодца торчит электронасос, - цивилизация. Пока мы с Димой фотографировали часовню, Игорь сказал, что поищет источник живительной влаги, и пропал в неизвестном направлении… Не было его минут 10, потом вдруг неожиданно появился метрах в 100 впереди. Честно говоря, я так и не понял, где же находился этот электрофицированный колодец. Набрали воды и двинули дальше. Ветер был в лицо, но это сильно не напрягало, потому что это был первый день. Кому как, а если учесть, что в этом сезоне это был мой первый серьезный выезд, ног я почти не чувствовал. Недалече от Юксовского озера асфальт кончился (most2). И мы решили, ну все, халява кончилась. Начался обычный песчаный грейдер, вверх-вниз, вправо-влево, но только вперед. Село Конец, красивый вид на озеро, Соболевщину и Родионово. Горделиво высится вышка МТС, предпоследняя в тех краях. С горы видно, что с юга надвигается серьезный дождь, и мы решаем ускориться и поискать в деревне укрытие. Находим, прямо посреди Соболевщины стоит полуразрушенное здание, толи школы, толи еще чего, там и сидим около 1,5 часов, отдыхаем, перекусываем, пережидаем ливень. Времени уже  около 17 часов, мы начали уставать. В Родионово наблюдаем вторую достопримечательность – самую старую церквушку в этом регионе – 13 век. Тоже деревянная, но красивая. Стоит на крутом берегу озера, место хорошее. Набираем воды и двигаем дальше. Снова появился асфальт. Наваливается усталость, и скорость падает. Чувствуется, что до запланированной стоянки на Оралашозере за Курвошами мы не доедем. Уже в ур. Бараны перед развилкой на Вознесенье (razv8) начинаю искать со всей серьезностью место стоянки, но там все глухо. Тут еще и асфальт кончается окончательно, меняемся с Димой рюкзаками и едем дальше. 12 км грунта, из них около 5 – только вниз с высоты 200 на высоту 88 метров, периодически вдалеке видно Онежское озеро. Решаем остановиться у Ур. Левино (stojan1). Рядом бежит ручей с болот, и с дороги нас не видно. Мы все грязные, потные и уставшие. Комары бросаются на нас с громкими писками «Fresh meet!».

Мы с Димой раздеваемся и купаемся в этом болотном ручье, но с криками «ААААА!». По причине не долеченной простуды я не решился на сей подвиг, но «восторженные вопли» слышал на расстоянии 100 метров J Вода холодная. Но эффект потрясающий. Усталость прошла, а комары испугались нашего воинственного крика и ретировались… минут на 10… за подмогой. Тогда я достал старую дедушкину непромокаемую прорезиненную накидку с капюшоном, и комары сдались. В последующие дни мы привыкли к комарам и уже почти не обращали на них внимания. Поставили палатки, приготовили ужин, выпили чуть и спать. Все ночи я служил «переходящим ценным призом», ночевал по-очереди, то у Игоря, то у Димы. Без происшествий. Уснули очень быстро, километраж, около 90.

 

04.07.04

 

Встали часов в 9.00, поели, собрались, выехали в районе 12.00. Кстати ни разу не получалось выехать раньше 12, долго собираемся. Въехали в Ошту, довольно большой поселок с четырьмя магазинами. Последняя вышка МТС. Удивило огромное количество велосипедистов всех мастей и возрастов. Естественно на синглспидах. Даже бабушки всякие в резиновых сапогах в магазин с авоськами ездят. С некоторым трудом нашли у магазина место парковки. Закупили продуктов на 4 дня пути, выпили по пиву и,… все, цивилизация кончилась окончательно. Перед отъездом внимательно изучили карту-схему Вытегорской волости нарисованную администрацией на большом щите перед дорогой. Обнаружили и тщательно проследили аж две дороги на Бабаево, обозначенные как дороги с грунтовым покрытием. Боевой дух укрепился. Ведь дороги-то обозначены! Хотя на наших картах их и нет. Наивные мы были, только об этом мы пока не знали. Дорогой на Курвошский погост ВелоПитерцы уже ходили в 2003 году, отчет об этом на сайте у Булавыча есть, поэтому мы примерно представляли, что это такое. Только мы забыли, что надо подняться с высоты 40 метров на высоту 300 по раскисшему песочку с тяжеленными заплечниками. Оказывается это не очень-то и просто. На одном из очередных подъемов нас обогнал лесовоз, притормозив, мужик высунулся из окна и спросил, далеко ли мы собрались, услышав слово «Тихвин», громко выматерился и дал газу. Он-то имел ЗНАНИЕ, а мы пока нет. Дорога проходила мимо лесозаготовительных баз, и представление о количестве вырубаемых тут лесов формировалось быстро и с болью в сердце. Вначале кое-где на песок  в колею под каждое колесо автомашин были уложены бетонные плиты, шириной метр и длиной два метра, получалась как бы бетонка, но с характерным «тук-тук» колесами, вилкой и пятой точкой на каждом стыке плит. В начале, когда началась бетонка, я подумал что приехали – в памяти были свежи ощущения от езды по бетонке на хардтейле, но как вскоре выяснилось на бетонке я почувствовал один из немногих, но весомых плюсов двухподвеса – на этих самых стыках можно было не отрывать задницу от седла. Мысленно я представлял себе что сейчас чувствуют Игори и мне становилось немножечко легче и теплее на душе. Как единственный обладатель «штанов» скажу, что сама бетонка мне не доставила особых неприятных ощущений, в том числе в области таза, хотя у меня не двухподвес и штырь не подпружинен. Видимо сказалось то, что сверху не давил рюкзак. Хотя дорога такого типа таит в себе скрытые опасности – плиты относительно узкие, при этом частенько они возвышаются над поверхностью сантиметров на 10, среди них иногда так же попадаются провалы и нестыковки по высоте, которые при спуске не всегда видны издали. А когда замечаешь, тяжелый зад сильно сужает простор для маневра, за что один раз я и поплатился. Правда, это лучше, чем ехать по песочку. Полностью поддерживаю коллегу. Достигнув развилки на Оравашозеро (razv156) мы осознали, что здесь к месту первоначально планируемой стоянки не проехали бы. Не потому что дороги не было, она была, впрочем, как и почти все предыдущие отворотки, но лесовозы превратили дорогу в НЕЧТО, колеи, глубиной до метра, залитые грязной жижей до верха. По ним не то что ехать, идти невозможно! Развилка (Razv11) на которую нам надо было сворачивать, тоже представляла собой жуткое зрелище. Немного подумав и вспомнив карту-схему из Ошты, мы решили продолжить движение по основной дороге, ведь она нас тоже должна была привести в нужное место. Больше за весь поход нам так и не удалось проехать по заранее запланированным точкам (кроме пешкодрала на Кривозеро). Дальше ехали по GPS-у и бумажной карте, периодически определяя свое местоположение на карте, путем вычисления расстояния до ближайших точек. В принципе получалось. Трек от (razv11) до (vodl-road) не сохранился, но там все просто, без отворотов. Единственный отворот именно на саму Водлицкую дорогу (vodl-road). Здесь снова начинаются бетонные плиты. Мы уже поднялись на Вепсскую возвышенность, и дорога явно это показывала, каждые 200 метров были спуски и подъемы, некоторые проходились только пешком, с высоких точек открывались красивые виды в даль, … красиво. Почти поднявшись на Мальгору (ozero-1) я встретил сидящего на дороге зайца. Он явно не ожидал увидеть меня здесь, тем более велосипедистов на байках и в шлеме он раньше точно не видел, поэтому мы минут 7 играли с ним в гляделки на расстоянии 4-х метров. Потом его что-то вспугнуло, возможно, возглас Димы, тоже поднявшегося наверх, и заяц ушел по своим делам. Покатили дальше. Встретили мужика активно разрезающего газосваркой какое-то железо  на дороге (видимо свеже спертое с ближайшей лесозаготовки), спросили где ближайшее озеро, он подсказал. Также поспрошали насчет дорог. Мужик сказал, что дорога, по которой мы едем, через 40 км приходит в тупик, вторая дорога на отвилке, тоже до Шимозера не доведет, а ехать надо было через Горнручей и дальше уходить на Вытегру. Мы сказали спасибо, про себя посмеиваясь над знаниями мужика. Темнота он деревенская, ведь не может официальная карта-схема в Оште врать! Через 300 метров свернули с дороги и еще через 50 метров вышли на Белозеро. Тут решили пообедать и искупаться, времени уже было около 18 часов. Мы с Димой совершили омовение своих тел, пока Игорь разжигал костерок в 2-х метрах от дороги, там комаров не было. Мне купание там очень понравилось – как в бассейне – шаг с качающегося под ногами берега… а дна нет. Как оказалось берег – это сросшиеся корни и мох под которыми плещется озеро. Сидим, жуем макароны с тушенкой, завариваем чаек. Вдруг на дороге послышался шум легкового автомобиля. А кроме лесовозов «раз в час», там больше ничего не ездит. Останавливается черная (а мне показалось синяя) «копейка», из нее выходят пятеро деревенских мужиков с собакой, пьяные в умат, (на поясе ближейшего к нам местного жителя я заметил ножичек, небольшой такой, лезвие сантиметров 25),  водитель пьянее всех. И спрашивают совсем не дружелюбно: «А чёй- то тут Вы делаете, а?». В голове пронеслось: «Таааак. Попали….» А я подумал конкретнее – счас грабить будут!!!!  Глаза поискали топор… Но быстро удалось договорится и успокоить их разговорами насчет дальнейшей дороги, правда построение предложений у них не получалось, поэтому все свелось к «дык… направо, ить… налево».  Особенно тяжело им удавалось описание местности. Дорогу они описывали примерно так : «ну, поедите туда… Налево? Ну, да, налево. Там будет, ууу… Озеро? Угу, озеро…» Потом они сели и уехали. Пронесло. Ссориться с местными – гиблое дело. Доели, собрались. Проехав еще пару км встретили одного рыбачка-пешехода, он выпросил у нас чаю, потому как ему теперь в лесу ночевать, так как «его лесовоз ушел». Вот так, у нас говорят, «мой автобус ушел», а у них –«лесовоз». Еще мужик сказал, что где-то под Шимозером есть секретный аэродром. И что в годы былой молодости он тут на Т-60 ездил. Мы не стали уточнять, что это за аппарат: танк, либо так он называет какой-нибудь лесовоз той эпохи или трактор. Докатили до развилки (razv kr-sh), логично что это и есть раздвоение основных дорог на Шимозерье, поехали прямо. По моему перекресток там был Т-образный, и мы поехали направо. Несколько километров песка, грязи и бетона, проехали поворот на Шатозеро и стали искать отворот на Кривозеро, потому что приблизились к точкам названным, мной tipador, и повторяющим типадорогу нанесенную на одну из карт. Она должна была привести нас на Кривозеро. Начался дождь. Проверив наиболее вероятный отворот и оценив, что еще несколько км мы пешком к озеру не пройдем, стали искать стоянку рядом. В 300-ах метрах от дороги нашел утоптанную полянку на берегу Долгозера (Dolgozero), где мы как раз вместились двумя палатками. Дождь пошел сильнее, пока Игорь готовил, мы с Димой купались в этом прекрасном озере под проливным дождем. Ощущения необыкновенные – была такая тишина и безветрие, что был слышен звон капель о поверхность озера. Поужинали и сразу спать, так как устали очень сильно. Километраж около 80. Вообще 80 по тем дорожкам (было очень сыро и песчано-бетонка раскисла), да на двухподвесе, да с заплечником это удовольствие то еще L. Хотя, как с удовлетворением отмечал я, тяжело было всем.

 

05.07.04

 

Проснулись как обычно в начале десятого, пока костер развели, пока покушали, уже первый час. С дровами, кстати, в этом месте какая-то бага, березка вроде сухая, а гореть никак не хочет. По моему на первую разведку ты ездил до похода на погост. Поскольку палец я укоротил до него и на фотках он уже забинтован. Стали решать, как пойдем на Погост на Кривозере. Брать ли вещи, палатки, байки. Учитывая полную глухомань, палатки оставили стоять, в них засунули все вещи, кроме байков, денег, паспортов. Доехали до отворота (na pogost), повернув, дорога резко ухудшилась и через 250 метров на спуске, почти кончилась. В районе точки (tipador7) бросили в лесу байки, причем я, как наиболее ответственный, в подрамной сумке забыл шоколадки, запасные батарейки для GPS, воду, а еще мой паспорт и деньги J. Хорошо карту не забыл. А Дима GPS. Спустились с Миковой горы к протоке соединяющей Варьозеро и Долгозеро, очень удачно нашли бревно, подгрызенное бобрами, и заботливо переброшенное ими же через протоку. Хотя ноги у меня уже были промокшими насквозь, мокрая трава, сами понимаете. Дима и Игорь были в спецботах из Гортекса не из, а с GoreTex , да еще колокольчики натянули. Двинулись в сторону (tipador9). Было некое подобие дороги, то есть лет так 50 назад она активно использовалась, вдоль дороги на деревьях сохранились вбитые гвозди, типа забор что-ли был. Последний раз по ней судя по всему ездили лет 20 назад. Идти можно было, но куда ступаешь, не видно, высокая трава и бревна, постоянно держали внимание. Игорь почти все время шел первым, немного приминал эту буйную растительность и заботливо предупреждал нас о замаскированных поваленных бревнах, палках, ямах, лужах… За это ему огромная наша благодарность. Вышли на ур. Кривозеро, большой красивый холм, заросший травой, когда-то здесь жили люди, но следов их пребывания не осталось. После точки (brod) дорога почти совсем потерялась. То есть ездили там лет 100 назад. В лесу осталось просто направление, густо заросшее деревьями и кустами. О существовании дороги выдавало только то, что мы шли через кусты меж деревьев, но по горизонтальной полосе шириной метра 3, хотя были на наклонном боку холма. Немного поплутав по болоту, мы все-таки выбрались в точку(230). Как выяснилось позже, эти блуждания были напрасными, поскольку болото, выглядевшее на карте довольно внушительно, и обходя которое мы залезли в другое, на поверку оказалось очень живописным и вполне проходимым. Вообще лучше идти как можно ближе к берегу озера, так точно не заблудишься, да и местами рыбацкие тропки попадаются. По ним идти все же лучше, чем целину пахать. GPS катастрофически умирал (не знаю, что хотел этим сказать Игорь, но батарейки в нем действительно заканчивались и я начал побаиваться что выбираться обратно нам придется без GPS), хотелось пить. Подходя к заветной точке (zerkov10) все испытывали волнение, а вдруг все напрасно, и эти два часа пешкодрала через буреломы напрасны, но нет. Сначала показался каменный вал, высотой около метра, а за ним, завалившаяся вперед деревянная церковь. Ура. Мы дошли. Перед входом на Погост стояла, вросшая в землю железная решетка от ворот, ворот не было, они давно сгнили, а решетка стоит.  Церковь завалилась несколько лет назад, бревна рассыпались при прикосновении, внутри на стенах были видны надписи на русском языке, типа «Здесь был Вася», все датированы периодом 1950-1980 годов, видимо тогда охотники за иконами обшаривали все места, где вепсы жили. Меня особенно впечатлила сохранность надписей сделанных на стене толи ручкой толи карандашом. Мое внимание привлекла одна длинная, аккуратно сделанная надпись (впрочем смысл ее не сильно отличался от «Здесь был Вася»). Сначала я подумал, что она оставлена недавно каким-нибудь охотником или рыбаком, но оказалось, что надпись датирована 1954 годом, то есть ровно 50 лет назад. Вот это да!!!   Вокруг церкви довольно большой погост. Со стороны входа пяток свежих захоронений. Свежих – это 1944 год, одно вроде как 1958, с металлическими крестами. Таблички и кресты в идеальном состоянии. Видимо кто-то все таки посещает их. Кое-где даже воткнуты искусственные цветы. Поразил так же памятник из нержавейки, выглядевший так будто его только вчера поставили, хотя прошло пол века. Или место здесь святое и чистое и никакая ржа и грязь их не берет. На старых могилках или ничего вообще нет или стоит камень сверху. Было несколько интересных захоронений в старой части кладбища, за церковью, это берестяные кресты. Перед церковью тоже были. Из обычной березовой бересты сплетены кресты, выглядят как новые, светлые, но когда трогаешь их рукой, береста превращается в пыль, и понимаешь, что не один десяток, если не сотня лет этому кресту. Больше часа бродили по погосту, осматривая все и фотографируя, пробовали залезть в церковь, но бревна рассыпались, из них вываливались старые кованые гвозди. Люди сюда, скорее всего, приплывали на лодках с другой стороны озера, так как там раньше было поселение в 20 домов. Сейчас ничего нет, только рыбацкий вагончик. Обратно возвращались проще, так как дорогу знали, но все равно два часа потратили. Байки никто за время нашего пятичасового отсутствия не увел, палатки с вещами тоже. Но ноги Дима и Игорь все же промочили, Гортекс не спас, старые кеды – форева! Да, в гортексе я немного разочаровался, но все равно, 2 часа ходьбы по болоту и мокрой траве он выдержал. У Игоря Кривоноса была Lowa (а у меня Salomon), она продержалась на час дольше, но в итоге тоже промокла. В лагере поняли, что сегодня уже никуда поехать не сможем. Стали готовить ужин. Я в это время, решил проверить одну тропку рядом с лагерем, ведь надо же было найти «типадорогу», облазил все вокруг, с байком и без, нашел только Кумузьозеро (ozero x). Вернулся ни с чем в лагерь. Там Дима оказывал Игорю медпомощь, тот отрубил себе топором часть пальца. Даааааа. Плохо. Слава богу, как позже выяснилось, небольшую. Ну, уж вы тут понаписали всяких ужасов, всего то срезал небольшой кусочек подушечки у пальца. Хотя переключать скорости было конечно неприятно. На самом деле эта неприятность произошла до похода на погост. Поужинали. Ну вот, и после такого сразу про еду, не пугайте людей, а то чего подумают И я решил проверить, далеко ли нас уведет наша бетонно-песочная дорога и где  там поворачивать на Шимозеро. По моим оценкам километров через 18. Ну, я налегке, взяв только GPS и шоколад, поехал. Проехав 3 км, я встретил семерых Оштинских лесников с палаткой, они ужинали у дороги. Надо было видеть их лица. Байкер, в памперсе, шлеме, с GPS, и в такой глуши. Выяснилось, что с Кривозера последних вепсов выселили в 1950 году, один из них родом оттуда, но ему было 2 месяца, когда все происходило. Дальше они огорчили меня тем, что дорога основная через 500 метров кончается. А на Шимозеро можно пробраться чрез одну лесовозную отвилку  через 100 метров (и топать по ней не меньше чем 10 км). Второй вариант вернуться на развилку (razv kr-sh)  и дальше по песочку до Шимозера. Только «Сначала направо, потом прямо, а за карьером налево, и тогда через деревню там рядом, километров 30.» Говорят, что на Шимозере сохранились две церкви, одна каменная, вторая деревянная, и еще каменный госпиталь. Говорят, во время войны в этих местах половина Вологодской губернии пряталась. Спрашивают, нет ли у меня водки. Нет. Ближайший магазин в Оште, Горнручье и Пяжелке. Только, говорят, в Пяжелке по-русски не говорят. Как так? Удивляюсь я. Только по-вепсски. Лесники эти, мужики лет по 40-50, выделяют делянки под вырубку, а вырубка началась еще до их рождения в этих местах. Говорю спасибо. Проезжаю еще чуть-чуть. Выезжаю на огромную вырубку, леса вдали не видно! Дорога кончилась (tupik), проверил отвилку на Шимозеро, там даже идти трудно. Решаю, что, скорее всего, будем возвращаться назад к развилке (razv kr-sh) и будем пробиваться там. Со всей этой информацией возвращаюсь в лагерь. Дима с Игорем огорчаются, что прямой дороги нет. Вспоминаем нехорошим словом план-схему в Оште. Я же вспомнил мужика, встретившегося нам по пути и у меня промелькнула крамольная мысль, а что если и та развилка (razv kr-sh) закончится также? Мужик-то нас через Вытегру послал  Зато побывали на Кривозерском Погосте. А то изначально у нас уверенности, что мы сюда доберемся, не было. Вечер провели купаясь и рыбача. Дима нашел спрятанную в кустах удочку с крючком и леской. Была спортивная рыбалка. Клев, ну просто супер, закинул удочку, почесал в носу, уже клюет. Первый раз я даже в носу почесать не успел – поклевка последовала через секунду после заброса!!! Получилось, что за день почти ничего и не проехали. Только пешком наверное километров 10 намотали и все.

 

06.07.04.

 

Встали как обычно, но выехали немного позднее уже во втором часу, то дождь, то дрова не горят, то перевязка. В бодром темпе покатили назад к развилке (razv kr-sh), лесники ее почему-то курилкой называли. Повернули, тут же увидели старый полусгнивший автобус, свежесломаный трактор, который мне еще много нервов потом попортит, и наших знакомцев на Жигулях, тоже сломавшихся, но уже трезвых. У трактора что-то отвалилось в километре отсюда, и он это что-то тащил по песку за собой. А на свежепомоченном песочке все хорошо было видно. Бетон на дороге совсем кончился (и дорога стала больше вверх-вниз петлять), в мокрый песок колеса проваливались глубже обода, скорость совсем упала. Доехали до поворота (otvorot3), куда дальше? Вспомнил слова лесников: «Потом направо, да там увидите, там накатано!» Действительно, направо более накатано. Вперед! Вверх, вниз, грязь, песок, колея, живописное болотце. Через 4 км снова развилка (otvorot4), а теперь куда, давай налево. Слева в низине мелькнуло озеро, 2 км строго на восток, и, взобравшись на гору, очередная вырубка, с десятком развилок и усов. Эта гора мне запомнилась тем, что каким то чудом я на нее заехал верхом (гора была что надо, -  крутая, весь склон разбит лесовозами, в клеях и лужах). А на спуске пришлось слезть с байка. Поскольку за время, отведенное на маневр, не смог вспомнить, где же я умудрился проехать эту лужу, когда поднимался?J Ребята остались на перекус, а я, сбросив рюкзак, покатался по округе, все обнаруженные дороги, были до безобразия лесовозными и вели в тупики. На горе, на перекрестке поставил точку (tupik1). Уже сейчас изучив трек, точки и карту, я понимаю, что именно эта развилка и эта грязная дорога направо были нашим единственным шансом, через 3 км достичь Пертозера, а еще через2 км пешком через лес мы бы вышли к Яньдозеру, а там и до Шимозера 5 км вроде как по дороге. Но там, в лесу мы не могли правильно сопоставить точки с GPS и карту, думали, что мы юго-западнее на 2,5 км, и надеялись, что дорога прямо от развилки (otvorot4) приведет нас к победе. Точнее, мы надеялись, что мы просто не туда свернули и где-то там есть нормальная дорога. Так и сделали, вернулись к (otvorot4). Через километр снова развилка (otvorot5). Снова скидываем рюкзаки,  и Игорь идет пешком направо, по следам трактора, а я налево, вижу какие-то раскопки, в голове всплывают слова лесников о карьере, ищу дорогу, нахожу какое-то грязное, непроезжабельное подобие, ставлю точку (tupik2). И снова, уже здесь, дома, сопоставив точку и карту, вижу, 250 метров на восток и на Габозере начинается тропа к Шимозеру, хотя, учитывая опыт Кривозера, неизвестно в каком она состоянии. Едем туда, куда ходил Игорь, и ведут следы трактора, меня не покидает мысль, что трактор шел с Шимозера. Но нет, очередные лесоразработки, снова рюкзак с плеч, и на поиски дороги, очередной тупик (tupik4), следы трактора кончаются здесь же, видимо он за лесорубами ездил. Полное расстройство, возвращаемся назад на первую развилку (otvorot3). Там устроили перекус Сникерсами, почти доели стратегические запасы, их было 20 штук. Рванули дальше по направлению к (otvorot6). Дорога изменила свой тип. Здесь она была также песчаной, но сильно укатанной, с примесью грунта и камней, то есть дорогой старой, но активно пользуемой. Это радовало. Воодушевленные, промчались мимо развилки (otvorot6), направо уходило что-то глухое и  старое. Едем прямо. Очередная равноценная развилка (otvorot7), едем направо. Вокруг низкорослый лес и кустарник, понимаем, что это старые вырубки, лет 20 назад здесь был лес, теперь он пытается восполнить себя, а дорога – старая лесовозная, потому и отвилок столько. Очередная развилка (otvorot8), налево уходят следы УАЗа (который мы вскоре увидели одиноко стоящим посреди леса, и вокруг не души), но недалеко, всего на 20 метров, потом тупик, едем прямо. Что это впереди, ручей, а рядом избушка-вагончик. Останавливаемся на отдых, избушка чисто рыбацкая, внутри два топчана, печка, старые ватники. Значит рядом озеро. Предполагаем, что мы посередине между Торозером и Солозером. Проезжаем чуть вперед, и я, как идущий впереди, упираюсь, в старое, заросшее высокой осокой болото, по которому проходила дорога. Везде вода, а натоптанная тропа уходит куда-то в лес налево. Нам явно не туда. Потому как до Шимозера еще ой как далеко. Потом уже, дома, глядя в карту, понимаю, 2 км по болоту, 50 метров в брод через Солозеро, 2 км по чему-то и мы бы вышли в точку (tupik1). Было бы прикольно. Что делать? Остался последний вариант (otvorot7). Возвращаемся до развилки, ребята отдыхают, я без рюкзака проверяю остальные отвороты. В итоге смог добраться до Кайдозера (kaydozero), которое я определил по форме. Тут снова рыбацкий вагончик и все, дороги дальше нет, вперед угадывается только очередное направление, густо поросшее кустами. Можно попробовать, но пешком и без рюкзаков. Возвращаюсь к ребятам, я уже довольно сильно устал, проверяя весь день отвилки и отвороты, намотал км 60-70 не понятно где. Время уже далеко за 19 часов. Решаем искать место стоянки. Причем становится понятным самый неприятный вывод, на Шимозеро мы в этот раз не попадем. Еды осталось на ужин и завтрак. Настроение падает. Пока я отдыхаю, ребята, проходят вдоль Солручья в поисках Торозера, мы думали, что мы севернее, но упираются в болото (boloto2). Возвращаемся назад, у развилки (otvorot6) мы с Игорем идем искать озеро, и находим Торозеро, но берег сильно заболочен, зато на другом берегу отличнейшее место для стоянок и виднеется рыбацкая избушка на ур. Абакумовская.  Глядя в атлас востока Ленобласти, видим, что можно попробовать попасть туда по западному берегу озера. За (otvorot3) пытаемся с Димой пройти к озеру, но, пройдя 1,5 км и потратив час времени, возвращаемся. Решаем встать на Белозере, но по дороге назад встречаем рыбачка. Он нам подсказывает отворот, я проверяю, и действительно нахожу прекрасное место стоянки на Каларозере (sjargozero). Ужин готовится максимально быстро, вода закипела мгновенно. Веппская возвышенность поняла, что нам не достичь Шимозера, и больше не мешала нам. Дрова сухие, вода вкусная, погода умеренно теплая, даже комары приутихли, где-то над Оштой идет гроза, видны молнии и стоит над озером полноформатная, яркая радуга, даже две. Интересная все-таки местность, огромное количество озер в этом краю, но они все прячутся. Во время всей дороги, с самой дороги мы видели только сквозь лес блеск Солозера, и все. Цепко таит свои тайны Шимозерье, дорог не найти, озер не найти, да….. Кушаем, купаемся, и спать.

 

07.07.04

 

Как обычно встаем, завтракаем, настроение не очень, потому что должны возвращаться. Решаю подкачать заднее колесо, и у ниппеля рвется камера. До этого, вследствие особенностей обода и покрышки, замена занимала около часа, но тут удалось это сделать за 20 минут, лес выгонял нас всеми доступными ему средствами. Стартовали в 12. Началось «дежа вю», встретили того же рыбака, и почти там же. Поздоровались, покатили дальше. Возвращались молча, решили разнообразить себе маршрут, поехав через Горнручей по Водлицкой дороге. На одном из спусков велоштаны Игоря обогнали своего владельца, и Игорь заработал падение с синяками и кровью, но ничего не сломал. Опять какие то ужасы рассказывашь, я бы сказал все обошлось парой ссадин. Байк вообще не пострадал, поскольку оказался лежащим на мне, перпендикулярно к направлению дороги. Через 2,5 км от развилки (vodl-road) дорога опять изменилась. Песок совсем пропал, и началась чисто бетонка, «тук-тук», прямая как стрела, уходящая на восток. На одном из спусков я остановился, увидев огромный след, размером с велоседло. Недавно прошел дождь, выровнял грунт, значит, медведь прошел здесь, час-два назад. Рядом шли следы медвежонка. Вдоволь нафотографировавшись нам вдруг пришла мысль, что медведь-то недалеко, да еще и с медвежонком и  не долго думая мы рванули оттуда, а то мало ли. По дороге я представлял себе мысленно такую сцену –  разгоняюсь я на спуске, выезжаю из-за поворота на скорости под 30, а на встречу мне медведица с медвежонком… Что делать? Так что не только собаки могут подстерегать байкера, но и медведи J  Дальше видели еще одного зайца, он сидел посреди дороги и никого не трогал. Правда с приближением Димки заяц решил ускакать в лес. Как и в первом случае, видимо почувствовав скрытую угрозу, и не желая быть счелкнутыми на фотик, который был у Димы. Эта дорога пересекала первоначально предполагаемый нами маршрут, и мы решили посмотреть на его качество. Все отвилки (razv18,35,razv19,razv20,razv21) представляли из себя непроезжаемые лесовозные колеи. Да тяжело бы нам пришлось…, изначально предполагаемый путь вылился бы не в неделю, а минимум в две, пешего пути. Последующие 8 км с высоты 220 метров до высоты 80 метров были пройдены на ура. На одном спуске Димин двухподвес спас его от падения. На скорости около 35, въезжая в лужу, Дима провалился в яму, одна бетонная плита отсутствовала, но оба амортизатора сработали на пять балов, и байк сам запрыгнул на следующую плиту. Да, чистейшая правда. Когда я подъехал к луже и увидел ее дно, то мысленно приготовился совершить полет ласточкой через руль (благо я всегда в шлеме катаю). Для меня до сих пор удивительно, что удалось этого избежать.  Приехав в Горнручей, быстро нашли магазин. Поселок по местным меркам довольно крупный. Но не такой велосипедный как Ошта. В магазине бабушки и дедушки смотрели на нас удивленно и неодобряюще. На мой вопрос, чем закончился Евро-2004 по футболу, все молчали, они не знали, и только продавщица сказала, что вроде греки победили. У людей обитающих в провинции совсем другие интересы и жизненные приоритеты. В магазине поражал выбор водки, целых 2 вида, 0,5 литра и малек, «Федеральная». Мы оставили там 500 рублей. Выпили по пиву и решили трогаться. Пока мы изучали карту, подошел какой-то дед и, неплохо ориентируясь в ней, показал нам, где мы плутали в разных тупиках. На вопрос, а доедем ли мы до Ошты через Тарасьевскую  и Патракеевскую вдоль Водлицы, сказал, наврядли. Типа сейчас сделали бетонку до Мегорского погоста и по ней 25 км до Мегоры, а потом еще 20 до Ошты. Но мотать 45 км нам не хотелось, и мы решили таки срезать вдоль Водлицы, ведь там всего 11 км. Тем более что уже был шестой час вечера. До Тарасьевской мы добрались нормально по песочку, а вот дальше начался ужас, местные пытались отговорить нас, но возвращаться уже было «некузяво». В самом начале, провалившись по пояс в яму с водой, я забил на все. Позже так же поступили Игорь и Дима. Могу подписаться под каждым словом. По началу я пытался обходить особо глубокие лужи пешком, в надежде сохранить обувь сухой. Но когда не дооценив глубину очередной лужи я со всей дури въехал в нее и посередине завяз… Стало намного легчеJ Все последующие лужи проходились на «крейсерской» (для данного типа дорог) скорости. Идти приходилось крайне редко. Спасало то, что дорога не была разбита машинми, не было глубоких колей, зато трава и молодая поросль были по пояс, что впрочем не особо мешало. Ребята были в Реконьской пустыни и сказали, что дорога очень похожа на нее, но чуть лучше, здесь я почти везде мог ехать, тяжелее всех было Диме. Его двухподвес взбесился, и на скорости в 3-4 км в час постоянно сбрасывал седока в грязь. Дима отчаянно матерился, но сделать ничего не мог. С грехом пополам добрались до открытого участка (porog), хотели встать на ночевку, но решили доехать до шоссе, чтобы утром снова насквозь не промокнуть. Примерно к 23 часам мы таки добрались до Патракеевской (asfalt2). И, переведя дух, двинулись по шоссе в Ошту. Кстати, местные называют эту деревню Нижняя  Водлица, а расположенные выше по течению Верхняя водлица. На дорожном указателе Патракеевская также называлась Водлица. За 9 км пути до Ошты мы не нашли ни одного места для стоянки. Завидев очередной отворот рядом с ручьем, решили его обследовать. Каково же было наше удивление, увидев следующую картину! Во всю ширину дороги, а это метра 3, сплошным потоком текла вода. Поразмыслив над тем, какой же ливень такое мог сотворить, – двинули дальше. Проехали Ошту уже за полночь. Местные люмпены провожали нас мутными взглядами. Решили встать на месте нашей первой стоянки (stojan1). Подъезжая к месту, нас обогнала Нива, и скрылась в темноте. Когда мы доехали до отворота к стоянке, эта же Нива как раз выруливала оттуда. Мы с облегчением вздохнули – место свободно. Но не тут то было, проехав дальше нашему взору предстала еще одна машина – облом. Мне до сих пор не понятно, почему это место пользуется такой популярностью, ничего особенного, разве только в этом ручье раки водятся.  встали севернее ур. Левино на 1 км, в чистом поле в 500 метрах от дороги. Уже все было пофиг. Поужинали уже ближе к четырем утра. За водой ездили за километр. Я так сильно устал, что сил едва хватило на то , чтобы поставить палатку и развести костер. Дальше пока ребята готовили ужин я тупо стоял у костра и мне было так плохо, что я начал побаиваться, что заболел. Но, слава богу, все обошлось и после первой миски макарон с тушенкой и 100 грамм мое состояние значительно улучшилось. Ага, после 100 грамм Димка ожил, и даже стал разговариватьJ Все, спать.

 

08.07.04

 

Встали уже в 9.00, потому что утреннее солнце пекло немерянно, и в палатке была душегубка. Быстро перекусили, позвонили родным, здесь брал МТС, успокоили их. Воду брали в том же болотном ручье, где мы с Димой купались в первый день, уровень воды в ручье за неделю поднялся на 70 см, вон сколько дождей пролилось, каждый день был дождь. Путь к Подпорожью был скучен и неинтересен, грустный асфальт, натертая от однообразного положения пятая точка, болящие от рюкзака плечи. Два раза перекусили и отдохнули. К 19 часам приехали в окрестности Шеменичей, встали на Берецком озере на карьере. Памятуя, что собираемся мы очень медленно, поставили будильник на 6.00. Всю ночь мне на мобильник приходили SMS-ки, недополученные за неделю отсутствия сети. И мы каждый час вскакивали, думая, что пора вставать.

 

09.07.04.

 

Проснулись, позавтракали, выехали, за 1.5 часа добрались до Подпорожья. Скушали шаверму, покатались по городу, и в 13.30 электричка увезла нас в Волхов, а потом и в Питер.

 

Некоторые выводы:

Показания компьютера – 410 км, время в пути с подъездом и отъездом – 7 дней. Это был мой первый самостоятельный недельный поход. Я решил, что в следующий раз поеду только с велорюкзаком – штанами, пусть даже, проходимость уменьшится, но настроение улучшится и организму будет проще. Точки для GPS надо ставить не только на предполагаемом пути и вдоль него, но и на каждом возможном ориентире в радиусе 50 км от сложных участков, ведь будь у нас ориентир на Солозере, и мы вполне могли бы попробовать пробиться дальше. Больше трех-четырех человек в многодневки лучше не ездить, иначе подтверждается психологическая усталость совместимости людей, о которой написано в «Велосипед и путешествия». Мы ни разу не поругались, но желание было. В такую глухомань обязательно брать GPS и компас, все карты, что у нас были, говорили о разном, хотя Генштабовская 500 метровка оказалась наиболее близкой к правде. Двухподвес в таких услових не годится, лучше хардтейл.

 

Ну и душевно-моральные выводы:

Надо будет обязательно попробовать покатать там еще, потому что таких красивых мест, еще поискать надо, и чем быстрее, тем лучше, потому что идет планомерная работа по истреблению тамошней красоты путем вырубки леса. В следующий раз поедем на Шимозеро через Винницы и Нойдалу. Спасибо Игорю и Диме за компанию и поддержку.

            От себя к вышесказанному добавлю, что лично меня тамошние места особой красотой не поразили, скорее даже разочаровали. Но я их сравниваю со средней Карелией и Побережьем Ладоги. Зато дух приключений и адреналин в этом походе были по полной программе. Я первый раз попал в поход проходящий практически по ненаселенке. Такого малого количества людей и глуши я еще не видел, а главное, что находится все это всего в 300-400 км от Питера. Абсолютно согласен с тем, что на двухподвесе в таких походах делать нечего, а вот на счет заплечника я не так категоричен как Игорь. Думаю, если бы мы решились на пеший переход по лесу до Шимозера то там бы он очень пригодился. Хотя на велоштанах тоже есть лямки, но они явно не предназначены для многочасовой ходьбы с рюкзаком по лесам.

Выскажу и я свои общие впечатления. То что поехал со штанами явно не прогадал, хотя соблазн взять заплечник был велик, помятуя поездку в Риконьскую пустынь. Сложно сказать что было бы если б мы ломанулись через лес, но на дорогах где можно ехать, пусть не быстро, заплечник явно проигрывает в удобстве. Под конец подустал даже Игорь который по большей части был нашим флагманом. Места мне понравились, дикие не обжитые, там по настоящему сливаешься с природой. Тут я полностью согласен с ребятами. А виды, открывающиеся с возвышенности, просто завораживают. Впечатление конечно немного портят лесоразработки, но они не нося массовый характер, хотя увиденное удручает своим варварским отношением к природе. Сравнение с Корелией мне кажется не совсем корректным, там все изъезжено вдоль и поперек, да и природа там другая, а тут она можно сказать сохранилась в первозданном виде.

 

 

Используются технологии uCoz