Из осени в зиму или вепсское кольцо 01-05 ноября 2007.

Участники: Боричев Александр, Маслова Татьяна, Егоров Игорь, Пашков Владимир, Людмила, Вадим.

План был таков: Ошта, Кривозеро, Кармановская, оз. Сенное, Долгозеро, Харагеничи, Шугозеро, Кобякова горка, Тихвин.

Илья Гуревич на форуме ВП сгоношил кучу народа  прокатиться по вышеуказанному маршруту с посещением берестяных крестов на Кривозере и переправой по веревкам через Пашу в Кобяковой Горке. В Кобяковой Горке Илья обещал литр перцовки. Это был решающий фактор. Я решил ехать. Тем более заявился чуть ли не десяток известных уважаемых туристов. В итоге первого ноября у Петрозаводского поезда стояли лишь трое Саша, Таня и я. В 3.30 были в Подпорожье. Выгрузили байки и рюкзаки, собрались, приготовились ехать. Начался мелкий противный дождь…

«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…»

Темно, хоть глаз выколи. Вдруг стало светло. Это Саша включил свою супер-фару. Катим с вокзала в Подпорожье, на очередном переезде через рельсы я предпринял попытку уронить едущую позади Таню путем сбрасывания на нее моего велорюкзака. Таня ловко увернулась, а я выяснил, что где-то потерял эспандер. Ну и ладно, примотал рюкзак веревкой, взятой у Саши. Нетривиальной задачей стал поиск выезда из города. В ларьке на автовокзале женщина указала нам дорогу со словами «Автобусы туды ездють». Мы поехали, когда асфальт сменился грунтом с большими ямами и лужами, я засомневался. Оказалось зря, дорога действительно вывела нас на объездное шоссе. Покатили. Средняя скорость 20, одежда и обувь медленно набирают влагу. Встречные машины испуганно жмутся к обочине, три наши фары вносят сумятицу в умы водителей. Еще бы, 4 утра, ноябрь, дождь, велосипеды. Почти 70 км пролетели довольно быстро, и после рассвета мы подъехали к реке Кузра, где и воссоединились с Петрозаводской группой в лице Володи, Люды и Вадима. Ребята накормили нас вкусной кашей с тушенкой и чаем с тортом. Они приехали еще вчера и промокли за день довольно сильно. Двинули в Ошту, по дороге пересекли границу Ленинградской и Вологодской областей. На границе стоит куча указателей, оповещений и предупреждающих знаков, как будто госграница. На северо-востоке мелькнуло Онежское озеро. Въехали в Ошту, затарились в магазине пивом, салом, квасом. Поговорили с местными. Интересовала дорога на юг от Кривозера до Линжозера, говорят только пешком. Поехали на юг от Ошты по «левосторонней двухполосной тук-тук бетонке» (бетонные плиты, уложенные только в колею). Дождь усилился, дорога ухудшилась, разливы грязи на всю дорогу, но как-то потихоньку ехали. Начала закусывать цепь на всех звездочках. Отключил и снял передний переклюк, стало легче. Подобная проблема была и у Тани, но она продолжала ехать. Забрались на Вепсовскую возвышенность, устроили перекус. Пошел снег. Дальше дорога все время петляла влево-вправо и вверх-вниз. На перекрестке у Мальгоры на 1 минуту выглянуло солнце. На стоянку на южной оконечности Долгозера встали в районе 16 часов. За спиной почти 150 км грязинега и дождя. На Погост решили пойти с утра. В 9 вечера уже все спали.

«Вместе весело шагать по просторам….»

Первым проснулся Володя. Восстановил костер и сделал чай. Вышли еще затемно, вокруг немного припорошило. До Погоста дошли часа за 1,5, один раз даже я сделал попытку завести всех не туда куда надо, но Володя вовремя указал мне на ошибку. Я шел первым, и весь снег был мой. Одежда быстро намокла. За последние 3 года дорога лучше не стала, лезли через бурелом и кусты. На погосте все фотографировали берестяные кресты и разрушенную церковь. Попили чаю, сфотографировались. Обратно дошли за час, долго веселились на переправе через реку по бревну. Стартовали на байках почти в час дня. После протоки через Долгозеро стали искать старую дорогу вдоль речки Черной в ЛО. В явном виде она не обнаружилась. После проверки нескольких старых лесовозок, пошли по самой ближней к реке и не прогадали. 500 метров по дороге, 300 по лесу, еще 500 по бурелому и мы на вырубке в ЛО. Ехать было сначала можно, потом дорога стала улучшаться, и когда стала совсем хорошей и широкой, мы слезли и пошли пешком. Липкая смесь песка и глины на легком морозе не позволяла ехать вообще. Идти тоже. Колеса просто клинило сразу. Встали в наступающих сумерках на западном берегу озера Пальмик. Вадим помыл свой велосипед, мы тоже. За день преодолели всего 18 км.

«Белая береза под моим окном принакрылась снегом…»

Как сказал Пашков: «А с утра они проснулись…» Вобщем, берез там почти не было, были осины, сосны, ели, палатки, велосипеды, земля под ногами. Все было покрыто ровным 8-и сантиметровым слоем снега. Удивились метаморфозам, полюбовались пейзажем и осознали, что мы открыли сезон, зимний. Километров 5 мы шли по снегу, ехать было зело затруднительно. Потом появилась колея от лесовоза и мы довольно резво (12-15 кмч) покатили по ней. Попутно появилась сотовая связь, Саша выяснил, что в Кобяковой горке на не ждет ни литр перцовки, ни даже поллитра. Учитывая толщину снежного покрова, стало ясно, что весь запланированный маршрут мы за оставшееся время не осилим. Решили ехать с Петрозаводчанами в сторону Винниц и потом в Подпорожье. Дорога до Винниц запомнилась частыми сменами солнца и снеговых зарядов, спуском с горки при отключенных тормозах, теплым магазином и свежекупленными носками. До дороги Подпорожъе – Вытегра доехали уже затемно. Дорога заледенела, были даже падения. После Пертозера я умудрился пробить переднее колесо. Ощутимо похолодало и руки примерзали к ободу. Встали на озере Кривом в Шеменичах. Покушали, запили Мартини. Петрозаводчане отбыли в полночь на свою электричку. А мы остались ночевать. Проехали и прошли около 80 км.

«Электичка везет меня туда, куда я не хочу….»

С утра выяснилось, что озеро почти замерзло. У берега толщина льда была около 2 см. Ночью было холодно. Проснулись, покушали, отогрели байки у костра. Покатили в Подпорожье. Посмотрели ГЭС, довольно внушительна. Поехали на вокзал. По дороге я нашел свой эспандер, потерянный в начале пути. Путь от Подпорожья до СПб занял 3 литра пива…, тьфу, 7 с половиной часов. Конец праздников, народу почти битком. Не люблю возвращаться. Питер встретил смогом, грязью, невежливыми водителями.

За всю поездку пройдено почти 300 км. Достигнута половина целей. Остальные еще ждут нас. Очень рад знакомству с приятными людьми. А со Змея перцовка. J